Золотую коллекцию классики мировой литературы в постановках для детей ежегодно собирают в Минске театры кукол России, Украины, Беларуси, Литвы, Молдовы, Германии, Греции.
В нынешнем году прошел уже седьмой белорусский Международный фестиваль театров кукол, который подарил зрителям тринадцать спектаклей. К слову, число "семь" стало для мероприятия магическим. Кроме того что в этом году фестиваль отметил свое семилетие, спектакли на сей раз показали семь стран-участниц. Белорусских коллективов было тоже семь. Программные спектакли шли на двух сценах – Белорусского государственного театра кукол и Нового драматического театра.
С куклой на Вы
За свою историю Белорусский государственный театр кукол проделал большой путь. Созданный в 1938 году в Гомеле, долгое время он заимствовал опыт у российских коллег. Бесспорными и совершенными примерами считались спектакли Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. У москвичей брали пьесы, эскизы кукол и декораций. Позже стали постепенно приобретать свой почерк и стиль. В Минск театр переехал в 1950 году. А с тех пор как главным режиссером в кукольный пришел Анатолий Лелявский, театр начал новую жизнь. Ставили произведения классической литературы – Якуба Коласа, Янки Купалы, Антона Чехова, Владимира Маяковского, Герхарда Гауптмана, Карло Гоцци, искали и новых авторов. Для зрителя восьмидесятых уже было вполне ожидаемо, что постановка преемника Анатолия Лелявского – сына Алексея – по роману "Мастер и Маргарита" в театре кукол звучала более точно, чем на драматических сценах страны.
Вспоминает об этом и старейший художник-бутафор театра Олег Николайчик. За месяц он изготавливает куклы для двух-трех спектаклей.
– В одном спектакле может быть и семьдесят персонажей, – рассказывает Олег Владимирович. – И каждую куклу нужно сделать "живой". Есть куклы из папье-маше, есть деревянные, меховые. Интересной была работа над созданием кукол для спектакля по книге Алессандро Барикко "Шелк".
Как признается Николайчик, учебных заведений, где научили бы мастерить кукол, в Беларуси нет. Важно от природы быть "рукастым". Хотя художники работают в тандеме с режиссером, все же одухотворенность героя зависит во многом от того, кто вытачивает кукле черты лица, части тела. Персонажи, созданные Олегом Николайчиком и его коллегами, завоевывают симпатии по всему миру. Полюбились они и тем, кто пришел в кукольный театр впервые во время фестиваля театров кукол.
Сверхсмысл и сверхзадача
Открывала "кукольный" праздник "Волшебная дудка" Минского областного театра кукол "Батлейка". Продолжили программу спектакли, которые смело можно назвать сильными, выдержавшими испытание зрителем и критиками на различных фестивалях. Минчане и гости форума поразмышляли об одиночестве современного человека вместе с кукольниками из Греции во время спектакля "Дома клоунов". Окунул в магическую историю спектакль "Весенняя песня дрозда" Театра кукол "Ликурич" из Молдовы. Детскую программу фестиваля пополнили постановки Волынского академического областного театра кукол и Каунасского государственного театра кукол. Один из самых кассовых спектаклей представил Магдебургский театр кукол.
Заворожила и программа белорусских театров. Инсценировка "Собачьего сердца" Михаила Булгакова Гомельского государственного театра кукол стала настоящим экспериментом в двух действиях. Свою трактовку мистической повести Владимира Короткевича "Дикая охота короля Стаха" представил Могилевский областной театр кукол. Постановку "Пиковая дама" по мотивам повести Александра Пушкина и оперы Петра Чайковского подарил любителям классики Гродненский областной театр кукол. Брестские кукольники представили свое прочтение трагедии Уильяма Шекспира "Король Лир".
Правда ли, что кукла живет?
Несомненным хитом программы стал минский спектакль "Венчание" известного абсурдиста Витольда Гомбровича и показываемый под занавес фестиваля спектакль "Всадник cuprum" проекта "Кукольный формат" из Санкт-Петербурга. Его продюсером стал Тимур Бекмамбетов. Постановка стала своеобразным посвящением 170-летию гениальной пушкинской поэмы. Первоначальная версия спектакля была частью проекта "Физиология Петербурга", осуществленного Литературно-мемориальным музеем Достоевского в дни празднования 300-летия Северной столицы.
Прокладывая дорогу вперед, невозможно не оглядываться назад. Уверенность в том, что кукольный театр способен удивлять, нести "разумное, доброе, вечное" еще долгие годы, придает музей, созданный в его стенах шестнадцать лет назад. Экспонаты в нем – не просто "свидетельства" прошлого. В тростевых куклах, марионетках, манекенах, планшетных куклах и куклах-роботах – энергетика опытных мастеров-бутафоров, впитанные эмоции восхищенных зрителей и шум аплодисментов.
– У меня все куклы любимые, – признается актриса и хранитель музея Яна Агеенко. – С "Золушкой" гастролировали в России, Латвии, Литве. За время выступлений она стала мне родной. Куклы с хорошо прописанным характером были созданы к спектаклю "Клоп" по мотивам комедии Владимира Маяковского, "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова. Очередь за билетами в кассу на них выстраивалась на километры. Кукольный театр несет в себе свою философию, свою энергетику. За много лет работы на сцене приходилось наблюдать такую картину: ни один зритель не может выдержать взгляда куклы глаза в глаза. Значит, все-таки эти деревянные, меховые, тряпичные, бумажные персонажи обладают своей магией? |